понедельник, 28 ноября 2011 г.

словарик к роману "Красное и черное"


Приложение
Гордость. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чем-либо. 3. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; высокомерие, заносчи­вость.
Гордыня. Устар. Непомерная гордость.
Иезуит. 1. Член монашеского ордена римско-католической церкви, называемого «Обществом Иисуса» и являющегося одним из самых реакционных и воинствующих организаций католичес­кой церкви. 2. О хитром, двуличном, изощренно коварном чело­веке.
Клерикализм. Политическое направление, добивающееся пер­венствующей роли церкви и духовенства в общественной, полити­ческой и культурной жизни общества.
Лицемерие. Несоответствие слов, поступков человека истин­ным чувствам, убеждениям, намерениям; притворство.
Плебей. 1. Представитель низшего сословия в Древнем Риме, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами. 2. В речи буржуазно-дворянских кругов: обозначение человека недворянского проис­хождения, выходца из низших сословий.
Тщеславие. Стремление к славе, почестям, почитанию.
Ханжа. Тот, кто притворно набожен, притворно добродетелен; лицемер.
Ханжество. Притворная, показная набожность, добродетель­ность; лицемерие.
Честь. 1. Совокупность высших морально-этических принци­пов личности. 2. Почет, уважение.
Честолюбие. Стремление добиться высокого, почетного поло­жения, жажда известности, славы. «Честолюбие есть не что иное как жажда властвовать, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает» (М. Ю. Лермонтов).
Эгоизм. Поведение, целиком определяемое мыслью о соб­ственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интере­сам людей.
Эгоист. Человек, проникнутый эгоизмом; себялюбец.
Эготизм (книжн). Преувеличенное мнение о своей личности, о своих достоинствах и значении; самовлюбленность.
Цинизм. Грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежитель­ное отношение к нормам нравственности, благопристойности, к че­му-либо, пользующемуся всеобщим признанием.

домашнее задание по литературе на 29.11.2011

Нааписать творческую работу по одной из предложенных тем:
1. Согласны ли вы с мнением Матильды о том, что преступление Жюльена -- это "на самом деле благородная месть, которая свидетельствует о величии ... сердца"?
2. Кто из героев Стендаля наиболее близок вам? Какие страницы романа "Красное и черное" произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
Подготовиться к  выразительному чтению отрывков:
- о городе Верьере;
- из последней главы романа от слов: " Матильда проводила своего возлюбленного до могилы" до конца романа.









понедельник, 21 ноября 2011 г.

Д/з № 1 по роману Стендаля "Красное и черное"


Домашнее задание: групповая работа
(В группы учащиеся объединяются по собственному желанию или по рекомендации учителя.)
1)     Выполнить анализ отрывка из романа по вариантам.
I вариант. «Общая характеристика обитателей города Верьера» Выделите среди них «столпов общества». Подкрепите свои ха­рактеристики цитатами из текста.
II вариант. «Общая характеристика учащихся и преподавате-
лей безансонской духовной семинарии»
Выделите среди них наиболее «ярких» представителей. Под­крепите свой ответ цитатами.
III вариант. «Общая характеристика представителей высшего
аристократического общества, собирающегося в доме маркиза
де Ла-Моля»
Выделите среди них тех, кто играет особую роль в судьбе Жюль-ена Сореля. Подкрепите свой ответ цитатами.
2)Составить коллаж, отображающий понимание символики цве­та в романе.
3)Прочитайте слова, помещённые на карточке, объясните их смысл. По отношению к кому или чему их можно применить? Какие слова вы бы добавили?
Карточка для словарной работы
Гордость, гордыня, тщеславие, честь, честолюбие, клерика­лизм, лицемерие, ханжество, цинизм, плебей, эгоизм, эгоист, эго­тизм, эготист.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Материал к уроку по теме " Научный стиль"


                            Материал к уроку « Научный стиль»
1.Задание. Отредактируйте текст, использовав более уместные в научной речи конструк­ции. Какого стилистического эффекта достигли вы?
Зимний наряд у белой куропатки более теплый: число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. Полезно отметить: линька иногда меняет форму и величину некоторых перьев. У дятлов сохраняется до полной линьки длинное и широкое первое маховое перо, заменяющееся потом более коротким и узким.
2. Сделайте предложения более лаконичными за счет устранения связок и повторяющихся слов.
1) Размножение является важнейшим биологическим периодом в годовом цикле жизни птиц. 2) Одни из птиц, как, например, хищные птицы, цапли, грачи, гнезда делают высоко над землей, другие птицы — зяблики, сойки, малиновки, дрозды — гнезда делают ниже, третьи птицы — серая мухоловка, сорокопуты, зеленушка — делают совсем низко.
3.Задание. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определи­те порядок слово в предложениях. Какими причинами вы объясните обратный порядок слов в отдельных предложениях?
1)Наиболее (соле)устойчивыми показали себя (много)летние травы луговая овсяница красная тимофеевка мятник луговой люцерна; овощи столовая сахар­ная и кормовая свекла коча..ая капуста морковь. Несколько хуже отреагиро­вали на сол..ную воду помидоры и цветная капуста. (В)целом же культуры не потеряли н.. в урожайности н.. в качестве конечного продукта хотя химический состав растений и плодов несколько изменился. (Из журнала)
Управление есть процесс (целе)направле..ого информацио..ого и волево­го воздействия суб..екта на об..ект управления для достижения необходимых результатов его функционирования. Различают управление отраслевое те..иториальное экономическое. (Из справочника)
4.Сравните тексты и определите специфику научного стиля.
1) Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большей части камбал -- широкое и относительно короткое. Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 м (беломорский палтус)... (Из энциклопедии)
2) Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих будочек, поражают черно-зеленым цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки. Оба глаза помещаются у них сверху, почему камбала и напоминает детский рисунок углем на заборе: голова в профиль, но с двумя глазами.
(В. Катаев «Белеет парус одинокий»)


План стилистического анализа текста
1) Выявление условий (ситуации общения), с учетом которых выбирался стиль текста:
а)       сферы использования текста;
б)      функции речи (общение, сообщение, воздействие);
в)      адресат речи (его возрастной, образовательный и культурный уровни).
2) Установление стилевых черт, характерных для данного текста.
3) Анализ языковых средств (фонетических, словообразовательных, морфоло гических, лексических, синтаксических), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты.
4).Вывод принадлежности текста к определенному стилю
       Коллективный стилистический анализ текста по предложенному плану
Черёмуха обыкновенная — крупное дерево с густой округлой кроной. Оно принадлежит к семейству розоцветных. Цветки растения обладают своеобраз ным сильным ароматом, листья обладают бактерицидными свойствами: выде ляя фитонциды, уничтожают вредную микрофлору. Вот почему там, где растет черемуха, воздух всегда чистый и здоровый.
Плоды черёмухи черные, шаровидные, со сладкой, сильно вяжущей мяко тью, содержат дубильные вещества.
Обитает черёмуха в европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Казахстане.
(По Л. Молодожниковой)

Памятка
Особенности научного стиля
    Имеет место предварительный отбор языковых средств.
    Широкое использование терминологии и абстрактной лексики.
    Употребление слов в их прямых, конкретных значениях.
    Эмоционально окрашенные слова употребляются очень редко.
    Наличие особой фразеологии (стоять на страже, тормозить развитие и т. п.)
    Тенденция к сложным синтаксическим конструкциям, между частями ко торых создается упорядоченная связь.
    Использование вводных слов, связывающих части предложения, указыва ющих на достоверность сообщения.
    Употребление конструкций с обобщающим родовым наименованием перед перечислением.


четверг, 17 ноября 2011 г.

контрольная № 3 "Творчество М. Ю. Лермонтова"


Вопросы
1.      Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова
2.      Кто воспитывал будущего поэта?
3.      За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?
4.      Причина второй ссылки Лермонтова.
5.      Как погиб Лермонтов?
6.      Где погиб Лермонтов?
7.      Где похоронен Лермонтов?
8.      Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?
9.      Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?
10.  Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?
11.  Основная тема стихотворения «Дума».
12.  Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?
13.  Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?
14.  Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?
15.  Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
16.  Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?
17.  Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?
18.  Кого Печорин называет «водяным обществом»?
19.  Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»?
20.   Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?
21.  О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?
22.  Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а   повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?
23.  Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
24.  Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее  день ото    дня…»?
25.  Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»
26.  Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
27.  Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?
28.  Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама   уйду: я не   раба его,- я княжеская дочь!..»?
29.  О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею   скучно…»?
30.  О чем жалеет Бэла перед смертью?
31.  Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»
32.  Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?
33.  Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
34.  Что говорит Печорин Мери при расставании?
35.  Что понял Печорин после расставания с Верой?
36-40. Узнайте героя:
36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин
Б) Максим  
     Максимыч
В) Грушницкий
Г) Вернер
Д) Вулич
37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»
38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».
39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»
40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:
41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»


А) Бэла
Б) Мери
В) Вера
Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».
43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»