Анализ стихотворения "Дума"
♦ Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение? (Гнев, горечь, иронию, грусть)
♦ Как бы вы определили жанр стихотворения: элегия, сатира, реквием?
♦ В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимение «я», а далее — «мы»?
♦ На какие логические и смысловые части автор делит стихотворение межстрофными пробелами?
(1 четверостишие — тезис, пролог ко всему тексту. В нём пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени — «состарится». 2-4 четверостишия — развитие тезиса, авторский приговор: у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени.
5-9 четверостишия — антитезис. Отрицательные частицы, местоимения, предлоги и приставки со значением отсутствия, в 5 и 6 четверостишиях глаголы в прошедшем времени, указывающие на то, что у потерянного поколения всё в прошлом, все его попытки к духовной жизни напрасны. Результат такой жизни — быстрое окончание жизни «без счастья и без славы», без понимания душевных порывов поколения отцов. 10-11 четверостишия — синтез, эпилог всего сказанного раньше. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблён презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдём», «оскорбит» стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения.)
♦ Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
♦ Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?
♦ В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
♦ Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
2. Аналитически-исследовательская беседа по стихотворению «Как часто пёстрою толпою окружён...»
♦ С какой целью поэт предпослал к стихотворению эпиграф «1-е января»?
♦ Какие два мира владеют чувствами лирического героя в стихотворении?
♦ Определите ключевые образы реального мира. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; всё в нём лживо; мир-маскарад лишён красок, он чёрно-белый; его звуки неприятны лирическому герою.)
♦ 1 и 2 строфы, изображающие реальный мир,— это одно предложение, одна предельно распространённая синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Нерасчленённость, замкнутость, дисгармония мира, из него трудно вырваться)
♦ Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир-маскарад как бы приближается к лирическому герою, но он отвратителен, и лирический герой с трудом освобождается от его оков, находя спасение в мечтах.)
♦ Каким предстаёт воображаемый мир мечты? Каковы его ключевые образы? Почему его описание занимает в тексте больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден отчётливо, ясно, он правдивый, живой, цветной; лирический герой ощущает его краски, звуки, запахи.)
♦ Каковы приметы доминирующего образа мира мечты? (Прекрасная женщина; любовь; слово «люблю» повторяется дважды)
♦ Почему лирическому герою так важен, так нужен мир мечты? (В нём нет лживости суетного света, ничто не беспокоит, нет «тягостных сомнений и страстей».)
♦ Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (Противопоставление толпы и мечты. Толпа — законодательница жизни, а мечта — робкая «незваная гостья». Отчетливо проявляется настроение гнева и протеста. Мы будто слышим крик души поэта, страстно желающего «смутить весёлость» толпы «железным стихом», т. е. одной строчкой, мощной, как оружие.)
3. Анализ стихотворения М. Лермонтова «Пророк» на основе
реализации домашнего задания
реализации домашнего задания
♦ Сопоставьте стихотворение М. Лермонтова «Пророк» со стихотворением А. Пушкина «Пророк». Совпадают ли авторские представления о назначении поэта в этих стихотворениях?
♦ Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
♦ Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
♦ Почему поэт-пророк Лермонтова отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрёл в пустыне? Зачем противопоставлены «города» и «пустыня»?
♦ Какие чувства испытывает поэт-пророк Лермонтова в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
♦ В чём же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
4. Анализирующе-комментированное чтение
стихотворения «Родина»
стихотворения «Родина»
♦ На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? (1 -6 стихи — первая часть; 7-14 стихи — вторая часть; 15-26 стихи — третья часть; они различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)
Вопросы к первой части стихотворения
♦ Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
♦ Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединённых анафорой?
♦ Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
♦ При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы ко второй части стихотворения
♦ Меняется ли настроение по ходу текста второй части? На что указывает изменение длины стиха во второй части?
♦ Какой образ Родины создают изображённые автором картины? Что подчёркивает в тексте анафора?
♦ Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
Вопросы к третьей части стихотворения
♦ Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
♦ Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)
♦ Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
♦ Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте своё мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
Домашнее задание
Домашнее задание
1)Выучить наизусть стихотворение «Родина».
Подготовить выразительное чтение стихотворений, которые можно отнести к любовной лирике («Нищий», «Я не унижусь пред тобою», «Расстались мы, но твой портрет.», «Отчего», «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю.»); найти в них сугубо лермонтовские мысли и интонации, определить, как воспринимает любовь Лермонтов
Комментариев нет:
Отправить комментарий