понедельник, 31 октября 2011 г.

Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова д/з на 4/ 11 2011

Анализ стихотворения "Дума"
Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение? (Гнев, горечь, иронию, грусть)
Как бы вы определили жанр стихотворения: элегия, сатира, реквием?
В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I стро­фе он употребляет местоимение «я», а далее — «мы»?
На какие логические и смысловые части автор делит стихотво­рение межстрофными пробелами?
(1 четверостишие — тезис, пролог ко всему тексту. В нём про­рочество, предсказание своему поколению его дальнейшей судь­бы. Ключевой глагол в будущем времени — «состарится». 2-4 четверостишия — развитие тезиса, авторский приговор: у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени.
5-9 четверостишия — антитезис. Отрицательные частицы, местоимения, предлоги и приставки со значением отсутствия, в 5 и 6 четверостишиях глаголы в прошедшем времени, указы­вающие на то, что у потерянного поколения всё в прошлом, все его попытки к духовной жизни напрасны. Результат такой жизни — быстрое окончание жизни «без счастья и без славы», без понимания душевных порывов поколения отцов. 10-11 четверостишия — синтез, эпилог всего сказанного рань­ше. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя неру­котворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблён презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдём», «оскорбит» стоят в будущем времени. Та­кова перспектива потерянного поколения.)
Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли ме­няются в последнем четверостишии?
Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?
В чём богатство изобразительно-выразительных средств, ис­пользованных автором?
Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
2. Аналитически-исследовательская беседа по стихотворению «Как часто пёстрою толпою окружён...»
С какой целью поэт предпослал к стихотворению эпиграф «1-е января»?
Какие два мира владеют чувствами лирического героя в стихо­творении?
Определите ключевые образы реального мира. Какими способа­ми его рисует автор? (Маскарадность мира; всё в нём лживо; мир-маскарад лишён красок, он чёрно-белый; его звуки непри­ятны лирическому герою.)
1 и 2 строфы, изображающие реальный мир,— это одно пред­ложение, одна предельно распространённая синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Нерас­членённость, замкнутость, дисгармония мира, из него трудно вырваться)
Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир-маскарад как бы приближает­ся к лирическому герою, но он отвратителен, и лирический герой с трудом освобождается от его оков, находя спасение в мечтах.)
Каким предстаёт воображаемый мир мечты? Каковы его клю­чевые образы? Почему его описание занимает в тексте больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый ви­ден отчётливо, ясно, он правдивый, живой, цветной; лириче­ский герой ощущает его краски, звуки, запахи.)
Каковы приметы доминирующего образа мира мечты? (Прекрас­ная женщина; любовь; слово «люблю» повторяется дважды)
Почему лирическому герою так важен, так нужен мир мечты? (В нём нет лживости суетного света, ничто не беспокоит, нет «тягостных сомнений и страстей».)
♦ Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчерки­вается элементами художественной формы? (Противопостав­ление толпы и мечты. Толпа — законодательница жизни, а мечта — робкая «незваная гостья». Отчетливо проявля­ется настроение гнева и протеста. Мы будто слышим крик души поэта, страстно желающего «смутить весёлость» тол­пы «железным стихом», т. е. одной строчкой, мощной, как оружие.)
3.   Анализ стихотворения М. Лермонтова «Пророк» на основе
реализации домашнего задания
Сопоставьте стихотворение М. Лермонтова «Пророк» со сти­хотворением А. Пушкина «Пророк». Совпадают ли авторские представления о назначении поэта в этих стихотворениях?
Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжета­ми? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
Почему поэт-пророк Лермонтова отвергнут толпой? Почему ис­тинное признание он обрёл в пустыне? Зачем противопоставле­ны «города» и «пустыня»?
Какие чувства испытывает поэт-пророк Лермонтова в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущ­ность?
В чём же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
4.   Анализирующе-комментированное чтение
стихотворения «Родина»
♦ На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? (1 -6 стихи — первая часть; 7-14 стихи — вторая часть; 15-26 стихи — тре­тья часть; они различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)
Вопросы к первой части стихотворения
Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в пер­вом стихе?
Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединён­ных анафорой?
Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотво­рения?
При помощи каких художественных средств создаются интона­ции задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы ко второй части стихотворения
Меняется ли настроение по ходу текста второй части? На что указывает изменение длины стиха во второй части?
Какой образ Родины создают изображённые автором картины? Что подчёркивает в тексте анафора?
Какие изменения происходят в поэтическом пространстве тек­ста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
Вопросы к третьей части стихотворения
Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Кар­тины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)
Почему картина деревенского праздника воспринимается чи­тателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто по­следнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте своё мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?


Домашнее задание 
1)Выучить наизусть стихотворение «Родина».
Подготовить выразительное чтение стихотворений, которые можно отнести к любовной лирике («Нищий», «Я не унижусь пред тобою», «Расстались мы, но твой портрет.», «Отчего», «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю.»); найти в них сугубо лермонтовские мысли и интонации, определить, как воспринимает любовь Лермонтов

Комментариев нет:

Отправить комментарий