Календарное планирование уроков литературы в 10 классе І семестр
Література (російська та світова) Інтегрований курс 10–11 класи Профільній рівень. Програма загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою
Всего: 140 Всего на изучение произведений............................................................................. 114 ч.
Беседы по художественной культуре ......................................................................................... 10 ч.
Уроки контроля над учебными достижениями учащихся: (тематические
аттестации, развитие речи: сочинение/изложение)....................................................... (8 ч. + 2 ч.)
аттестации, развитие речи: сочинение/изложение)....................................................... (8 ч. + 2 ч.)
Уроки внеклассного чтения........................................................................................................... 4 ч.
Резервное время учителя................................................................................................................ 2 ч.
Для заучивания наизусть
Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич.
Русский романтизм
- В. А. Жуковский. Лирика (одно стихотворение по выбору учащегося), «Светлана» (фрагмент по выбору учителя).
- К.Ф. Рылеев. Лирика (одно стихотворение).
- А.С. Пушкин. Лирика (одно – два стихотворения). «Евгений Онегин» (не менее двух фрагментов по выбору учащихся).
- М. Ю. Лермонтов. Лирика (одно – два стихотворения по выбору).
- Н.В. Гоголь. Мертвые души: заключительный фрагмент из текста первого тома («Птица-тройка»).
- И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (по выбору учителя).
- Н.А. Некрасов. Лирика (одно стихотворение).
№ п/п | Дата | Тема урока . | Повторение |
1 | ВВЕДЕНИЕ Основные закономерности развития литературного процесса I половины XIX века: обобщение уже известного, изучение нового материала в контексте романтизма | ||
2 | Т1 (6ч) «ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ» Генрих Гейне Биография поэта, периодизация творчества. Особенности художественного мышления: тип романтического двоемирия Гейне в контексте немецкой литературной традиции. | ||
3 | «Книга песен» как выдающееся явление немецкого романтизма и как этап в творческой биографии поэта. | ||
4 | Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу стихотворения. | ||
5 | Джордж Ноэл Гордон Байрон «Страницы исключительной биографии» (повторение). Разочарованность и бунтарство как главные особенности личности Байрона. Основные произведения, характеристика Байрона как яркого представителя европейского романтизма (обобщение уже известного, знакомство с новым). Лирика. Бунтарство лирического героя. «Душа моя мрачна»). | ||
6 | Поэмы: «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» (обобщение). «Паломничество Чайльд Гарольда»: Чайльд Гарольд как «сын своего века» (Байрон). Байрон и Пушкин— автор «Евгения Онегина». «Шильонский узник». «Сонет к Шильону» как пролог поэмы. Бонивар – «мученик веры и патриотизма», воспетый в поэме «Шильонский узник». Способность русского поэта «перевыразить» Байрона. Хвалебный отзыв Пушкина, откликнувшегося на перевод. | ||
7 | Адам Мицкевич Великий польский поэт-романтик, один из духовных вождей польского народа. Его активная гражданская позиция начала XIX века. | ||
8 | «Гражина» как романтическое повествование о борьбе литовского народа за свободу, о воинах-рыцарях и прекрасной жене Литавора — Гражине, ставшей образцом героизма и жертвенности.. «Крымские сонеты». Аккерманские и крымские степи как романтическое пространство, связь с изобразительной традицией Байрона (польский Чайльд Гарольд).пушкинский мотив «Бахчисарайского фонтана» в сонете «Гробница Потоцкой». | ||
9 | Контрольная работа №1. ПоТ «ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ. Тестирование | ||
10 | Т 2 (8 ч) РУССКИЙ РОМАНТИЗМ, ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Вечер», «Цветок», «Лесной царь», «Ундина», «Светлана» (обобщение изученного, комментирование нового материала) Страницы биографии поэта. Основные произведения. | ||
11 | Элегии и баллады Жуковского, выражающие внутреннюю неудовлетворенность поэта и его порыв в иной чудесный мир. Утонченно-грустное (элегическое) настроение как особенность стиля. «Лесной царь».. Сказочный сюжет, навеянный фольклором германских народов. Его новая трактовка. «Светлана». Суеверные предания как образец «национальной поэзии» (Жуковский). «Ундина» (лат. unda – волна). ). В германских средневековых поверьях – дух воды в образе женщины. Образ, синонимичный славянским русалкам. Национальный колорит сюжета, рассказанного Жуковским. | Понятие о романтической элегии и балладе. Элегия как жанр лирики Домашнее сочинение. | |
12 | К.Ф. Рылеев «К временщику», «А.П. Ермолову», «А.А. Бестужеву», «Я ль буду в роковое время…». Думы: «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» (одно произведение) Поэмы «Наливайко», «Мазепа» (фрагменты по выбору) Краткие сведения о личности и творчестве | ||
13 | «Гражданин», «Наливайко». Произведения, ставшие образцом романтической лирики декабристов. | Историческая дума | |
14 | Начало формирования реализма — первая треть XIX в. Жизнь Пушкина, периодизация литературного творчества (обобщение). Гибель «в середине великого поприща», мировое значение творчества Пушкина. Лирика: «К Чаадаеву», К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник воздвиг…» | ||
15 | Художественное совершенство лирики Пушкина. Лирические произведения поэта, положенные на музыку (М. Глинка, А. Бородин). | ||
16 | «Маленькие трагедии». Изучение тайн человеческого характера, стремление показать сложность внутреннего мира человека. «Моцарт и Сальери». Гений и толпа, гений и злодейство. Подлинное искусство (Моцарт) и ремесло (Сальери). Легенда, ставшая отправным моментом пушкинского сюжета. | ||
17 | «Евгений Онегин». История создания романа. Связь с байроновской традицией и постепенный отход от нее («Паломничество...»). Широта охвата действительности, герои и общество. Типизация. Конфликт, расстановка действующих лиц. Жанровое новаторство (роман в стихах). Тематика. Особенности сюжета (любовная коллизия, ставшая центром повествования). Новый принцип освоения темы (частная жизнь в контексте социальных проблем). Утверждение реализма как ведущего направления в искусстве. | ||
18 | Незаурядность натуры и искания Онегина, трагические итоги его жизненного пути, их причины. | ||
19 | Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта,. Цельность характера героини, благородство и глубина ее натуры. Близость к жизни народа. | ||
20 | Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | ||
21 | Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка и развитии русской литературы. В.Г. Белинский о творчестве А.С. Пушкина. | ||
22 | Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | ||
23 | Внеклассное чтение. «Полтава». | ||
24 | К\р № 2. Тестирование. | ||
25 | Т3 ( 8 ч) М. Ю. Лермонтов. Жизнь Лермонтова, биография, периодизация творчества. | ||
26 | Темы судьбы поколения, роли поэта и назначения поэзии в жизни общества, любви к родине в лирике М.Ю.Лермонтова. | ||
27 | Философская и любовная лирика М.Ю.Лермонтова. | ||
28 | Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» -- первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина. | ||
29 | Одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера Печорина. Печорин и Максим Максимыч в повестях «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань». | ||
31 | Печорин и доктор Вернер; Печорин и Грушницкий; Печорин и Мери; Печорин и Вера в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист». | ||
32 | Реалистическое и романтическое начала, психологизм, художественное совершенство романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Статья В.Г.Белинского «Герой нашено времени». Сочинение М.Ю.Лермонтова» | ||
33 | Развитие умений работы с текстом художественного произведения. Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении. | Домашнее сочинение | |
34 | Внеклассное чтение М. Ю. Лермонтов: драма «Маскарад». | ||
35 | Беседы по художественной культуре 3. Романтическое двоемирие в музыке Ф. Шопена и А. Алябьева. 6. Девушки в портретной серии романтиков (В. Тропинин «Кружевница» — В.Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», К. Брюллов «Всадница»). | ||
36 | Беседы по художественной культуре 8. Идеал свободной личности: «Портрет А.С. Пушкина» кисти В. Тропинина | ||
37 | К\р № 3. Тестирование | ||
38 | Т 4 (12ч ) СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Стендаль «Красное и черное» Жизнь и творчество, позиция Стендаля в искусстве своего времени. Проблема смены художественных направлений (стилей). Роман «Красное и черное» как главное достижение автора | ||
39 | Многозначность символического названия романа Ф.Стендаля «Красное и черное». Особенности сюжета романа. Динамизм, лаконичность и психологизм прозы Ф. Стендаля. | ||
40 | Проблематика романа и система образов романа Ф. Стендаля «Красное и черное», изображенных Ф. Стендалем через призму восприятия Жюльена Сореля. | ||
41 | Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя и причины его жизненной трагедии. | ||
42 | Любовь как высшее проявление человеческих отношений. Нравственные уроки романа. | ||
43 | Развитие умений работы с текстом художественного произведения. Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении. | ||
44 | Внеклассное чтение Стендаль. «Ванина Ванини», «Пармская обитель» (по выбору): - особенности романтизма Стендаля; - «экзотические» биографии главных героев; - дух бунтарства, исключительности и захватывающий сюжет; - «абстрактное зло» романтиков и социальные, сословные предрассудки, которые мешают счастью героев. | ||
45 | Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака . автор «Человеческой комедии» -- знаток человеческой души и движущих сил общественного реализма. «Поэзия факта» как основа творчества | ||
46 | Несчастья и поиски положительных героев О.де Бальзака. Бальзак и Украина. | ||
47 | Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. | ||
48 | Жизнь низов общества и философские проблемы, обозначенные в данном произведении | ||
49 | Клиенты ростовщика, уроки их жизни. | ||
50 | Художественное совершенство произведений О.де Бальзака как писателя – реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта. | ||
51 | Контрольная работа№ 4. По теме «Творчество Стендаля, О.де Бальзака» | ||
52 | Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» (6 ч) Творческий путь Флобера как новый этап в развитии реализма | ||
53 | «Госпожа Бовари» Роман, «осуществивший переворот в литературе» (Э. Золя). | ||
54 | Мир «цвета плесени», показанный в произведении: фальшивая армия, фальшивая политика, фальшивые люди. | ||
55 | Персонажи, которые такие и не осознали истинных ценностей жизни (Фредерик Моро, Шарль Бовари). | ||
56 | Жизнь в мире иллюзий, крах героини, закономерное самоубийство. «Боваризм» как открытие Флобера | ||
57 | Кто виноват в смерти Эммы Бовари? Рок «века золота», возомнившего себя «золотым веком». Объективность Флобера. | ||
58 | АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Чарльз Диккенс Основные моменты биографии Диккенса. Творчество писателя как высшее достижение английского реализма. Проблемы семейного, школьного и общественного воспитания в творчестве писателя | ||
59 | Дэвид Копперфильд» (обзор, чтение и обсуждение отдельных глав) Роман «Дэвид Копперфильд» – одно из высших достижений Диккенса-психолога. Автобиографическое начало произведения, тема воспитания личности как сюжетная основа романа. | ||
60 | Дэвид Копперфильд – любимый герой Диккенса. Моральные ценности героя. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий