суббота, 5 ноября 2011 г.

Байрон и Лермонтов, Лермонтов и Шевченко

Лекция учителя об отражении мотивов лирики Байрона в творчестве Лермонтова и мотивов лирики Лермонтова в творчестве Т. Г. Шевченко
(Учащиеся делают тезисные записи в тетрадях.) М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон
В лирике Лермонтова (особенно ранней) достаточно четко прослеживаются идеи байронизма: сочетание в поэзии скорби, иронии и воли к борьбе, противопоставление героической личности окружающему миру.
Стиль Лермонтова в ранних поэмах отличается предельной экспрессивностью, эмоциональностью, ясным выражением авторского отношения к описываемому. В поэме «Мцыри» намечается преодоление байронизма, хотя в ней повторяются характерные для поэм Байрона исповедь героя-пленника, его стремление к свободе.
В лирике Лермонтова приобрели самостоятельное звучание ряд мотивов, присущих творчеству Байрона, а именно: ненависть к политическому и национальному гнёту, прославление революционной борьбы, противопоставление природы и естественных чувств обществу, разочарование в людях и сосредоточенность в себе. Подобное наследование в значительной мере соответствовало потребностям внутреннего мира поэта.
Особенно проявляется влияние Байрона в характере философской лирики Лермонтова. Разделяя многие религиозные и философские мысли Байрона, Лермонтов стремится сформулировать свой идеал высоконравственной личности и воспевает порывы духа у того, «кто в грудь втеснить желал бы всю природу, // Кто силится купить страданием своим // И гордою победой над земным // Божественной души безбрежную свободу». Лермонтов нередко использует излюбленные формулы Байрона, например контрастные сближения ада и рая, земли и неба, блаженства и муки. Но он стремится избавиться от многословия английского поэта, от характерных для него абстракций, ораторской пышности.
В период зрелости Лермонтов, сохраняя живые связи с лирикой Байрона, творчески совершенно самостоятелен. В его стихотворениях и повестях абстрактный байронический «антиевропеизм» соединяется с конкретным историко-этнографическим описанием Кавказа. Реальные бытовые подробности в «Мцыри» отличаются от вневременных описаний в «восточных» поэмах Байрона. Герой Лермонтова преодолевает эгоистический индивидуализм героев Байрона и двусмысленность их нравственных позиций, но сохраняет смелость и жажду свободы.
Новаторство Лермонтова по сравнению с Байроном особенно выразительно в лирике 1836-1841 годов, хотя в стихах ещё можно уловить отзвуки стихов английского поэта. Эти переклички свидетельствуют лишь об общем значении байронизма как явления русской культуры и о силе воздействия Байрона на Лермонтова даже в годы зрелости. Но его поэзия этого периода больше соотнесена с конкретными психологическими ситуациями; важную роль играют в ней жанр сюжетного или символического пейзажа, образы природы. Лирика Лермонтова более точно индивидуализирована и психологически мотивирована; она яснее определена исторически и свободна от свойственных Байрону социальных и моральных предрассудков.
М. Ю. Лермонтов и Т. Г. Шевченко
Имя Лермонтова неоднократно встречается в письмах и дневниках украинского поэта, художника, мыслителя, Тараса Григорьевича Шевченко. В письмах своим друзьям, написанных в годы ссылки, он просит прислать ему произведения Лермонтова. Среди книг, отобранных у Шевченко при аресте в 1850 в Оренбурге, оказалось два тома сочинений Лермонтова. В дневниковых записях упоминаются стихотворения «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», которые созвучны мыслям и чувствам ссыльного поэта. Шевченко с восхищением говорил о стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Стихотворение Шевченко «Мне кажется, но сам не знаю» (1850) отражает горячую любовь к Лермонтову и проницательное понимание гуманистической сущности его творчества. Отдельные мотивы и образы Лермонтова получили оригинальную разработку в таких произведениях украинского поэта, как поэмы «Слепая», «Тризна», «Сон», стихотворения «Что же мне так тяжко?», «Ну что, казалось бы, слова.», «Проходят дни, проходят ночи».
Т. Г. Шевченко принадлежит написанный в Новопетровском укреплении рисунок на тему стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор».

Комментариев нет:

Отправить комментарий