Материал к уроку « Научный стиль»
1.Задание. Отредактируйте текст, использовав более уместные в научной речи конструкции. Какого стилистического эффекта достигли вы?
Зимний наряд у белой куропатки более теплый: число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. Полезно отметить: линька иногда меняет форму и величину некоторых перьев. У дятлов сохраняется до полной линьки длинное и широкое первое маховое перо, заменяющееся потом более коротким и узким.
2. Сделайте предложения более лаконичными за счет устранения связок и повторяющихся слов.
1) Размножение является важнейшим биологическим периодом в годовом цикле жизни птиц. 2) Одни из птиц, как, например, хищные птицы, цапли, грачи, гнезда делают высоко над землей, другие птицы — зяблики, сойки, малиновки, дрозды — гнезда делают ниже, третьи птицы — серая мухоловка, сорокопуты, зеленушка — делают совсем низко.
3.Задание. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определите порядок слово в предложениях. Какими причинами вы объясните обратный порядок слов в отдельных предложениях?
1)Наиболее (соле)устойчивыми показали себя (много)летние травы луговая овсяница красная тимофеевка мятник луговой люцерна; овощи столовая сахарная и кормовая свекла коча..ая капуста морковь. Несколько хуже отреагировали на сол..ную воду помидоры и цветная капуста. (В)целом же культуры не потеряли н.. в урожайности н.. в качестве конечного продукта хотя химический состав растений и плодов несколько изменился. (Из журнала)
Управление есть процесс (целе)направле..ого информацио..ого и волевого воздействия суб..екта на об..ект управления для достижения необходимых результатов его функционирования. Различают управление отраслевое те..иториальное экономическое. (Из справочника)
4.Сравните тексты и определите специфику научного стиля.
1) Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большей части камбал -- широкое и относительно короткое. Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 м (беломорский палтус)... (Из энциклопедии)
2) Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих будочек, поражают черно-зеленым цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки. Оба глаза помещаются у них сверху, почему камбала и напоминает детский рисунок углем на заборе: голова в профиль, но с двумя глазами.
(В. Катаев «Белеет парус одинокий»)
План стилистического анализа текста
1) Выявление условий (ситуации общения), с учетом которых выбирался стиль текста:
а) сферы использования текста;
б) функции речи (общение, сообщение, воздействие);
в) адресат речи (его возрастной, образовательный и культурный уровни).
2) Установление стилевых черт, характерных для данного текста.
3) Анализ языковых средств (фонетических, словообразовательных, морфоло гических, лексических, синтаксических), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты.
4).Вывод принадлежности текста к определенному стилю
Коллективный стилистический анализ текста по предложенному плану
Черёмуха обыкновенная — крупное дерево с густой округлой кроной. Оно принадлежит к семейству розоцветных. Цветки растения обладают своеобраз ным сильным ароматом, листья обладают бактерицидными свойствами: выде ляя фитонциды, уничтожают вредную микрофлору. Вот почему там, где растет черемуха, воздух всегда чистый и здоровый.
Плоды черёмухи черные, шаровидные, со сладкой, сильно вяжущей мяко тью, содержат дубильные вещества.
Обитает черёмуха в европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Казахстане.
(По Л. Молодожниковой)
Памятка
Особенности научного стиля
• Имеет место предварительный отбор языковых средств.
• Широкое использование терминологии и абстрактной лексики.
• Употребление слов в их прямых, конкретных значениях.
• Эмоционально окрашенные слова употребляются очень редко.
• Наличие особой фразеологии (стоять на страже, тормозить развитие и т. п.)
• Тенденция к сложным синтаксическим конструкциям, между частями ко торых создается упорядоченная связь.
• Использование вводных слов, связывающих части предложения, указыва ющих на достоверность сообщения.
• Употребление конструкций с обобщающим родовым наименованием перед перечислением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий