среда, 19 сентября 2012 г.

Материалы к теме "Биография и творчество А. Пушкина"



Мини-лекция учителя «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
План-конспект лекции по периодам жизни и творчества А. С. Пушкина
Вступление. С биографией А. С. Пушкина связано не просто зна­комство с одним из этапов историко-литературного процесса в Рос­сии; с ней связаны становление русской литературы, «подступы к реализму и его блистательный расцвет». В работе Г. А. Гуковского «Пушкин и проблемы реалистического стиля» реализм Пушкина определяется прежде всего как художественный метод социально-исторического истолкования человеческой личности. Творчество А. С. Пушкина становится убедительным доказательством того, на­сколько тесна связь чувства истории и чувства современности.
Детство. Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семье офицера гвардии С. Л. Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганни­бал. Все факты о детстве Пушкина известны школьникам. О них можно вспомнить в краткой беседе.
Лицей (1811-1817) — учёба в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Первые стихи. Стихотворение «Воспо­минания в Царском Селе», написанное ровесником десятиклас­сников. Зрелость гражданских чувств и мыслей, которую Пушкин проявил в стихотворении, восхитила Г. Р. Державина.
Участие А. С. Пушкина в обществе «Арзамас», с членами кото­рого поэта связывала дружба в течение долгих лет (в списке «Ар­замаса» значились Денис Давыдов, Вяземский, Батюшков, Васи­лий Львович Пушкин, Жуковский и др.). Среди этого шутливого содружества было немало будущих декабристов. Близость к людям со зрелыми гражданскими убеждениями оказали сильное влияние на юного поэта.
Петербург (1817-1820). Этот период жизни поэта начался, ког­да он был в 9 классе. Вольнолюбивая лирика поэта, стихотворения, «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», эпиграммы. Пушкин — член кружка «Зелёная лампа» (литера­турного филиала тайного общества декабристов «Союз благоде­нствия»).
Южная ссылка (1820-1824). Пора пушкинского романтизма и период перехода к реализму. «Узник» и «Песнь о вещем Олеге», элегия «К морю». Романтическая лирика. Южные поэмы. Юж­ная ссылка — это путешествие Пушкина по украинской земле. Это Днепропетровск (Екатеринбург), донские станицы, Азовское и Чёрное моря, Кавказ и Крым, Одесса, поездки в Киев и Каменку. В творчестве — это начало работы над «Евгением Онегиным».
Михайловское (1824-1826). Михайловское особо дорого па­мятью о поэте. Здесь всё связано с ним до сих пор. Слайды, иллю­страции, рисунки, фильм помогут создать ощущение пребывания в мемориальном комплексе. Пафос этого периода не в том, что поэт «В глуши, во мраке заточенья» ведёт жизнь отверженного человека, а в том, что вопреки заточенью наступает пора расцвета его духов­ных и творческих сил. В эти годы Пушкин написал свыше ста ли­рических стихотворений, «бездну» политических эпиграмм, «Бо­риса Годунова», «деревенские» главы «Евгения Онегина». Встре­чи с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А. П. Керн. Новой глубины достигает тема дружбы, пополняется вольнолюбивая лирика, удивительно проникновенной становится лирика любовная. В произведениях, которые принято относить к философской лирике, особо выделим темы самосознания поэта — тему поэта и поэзии. Со стихотворением «Пророк», завершающем этот период, мы познакомимся в этом году.
Годы скитаний (1826-1830). Москва, Петербург, Михайлов-ское, Малинники, Кавказ. Возвращение из ссылки по приказу царя Николая I. Убеждение, что поэт, пророк, должен быть ря­дом с троном, чтобы облагораживать его, и разрушение надежды на союз поэзии и власти. Русско-турецкая война, включение в неё Персии, гибель А. С. Грибоедова. Знакомство с юной красавицей Н. Н. Гончаровой, первое предложение и отказ. Путешествие в Ар­зрум. Второе предложение Н. Н. Гончаровой и согласие на свадь­бу. Продолжение работы над «Евгением Онегиным», «Полтава», «Поэт»,«В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Путешествие в Арзрум».

Болдинская осень (1829-1830). Пребывание Пушкина в Бол-дине, нижегородском имении отца, переданном поэту в наслед­ство. Самый плодотворный период творчества Пушкина. «Малень­кие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», завершение «Евгения Онегина», около 30 стихотворений.
Последние годы (1831-1837). Женитьба на Н. Н. Гончаровой. Жизнь в Царском Селе и Петербурге. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, ра­бота в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вто­рая болдинская осень. «История Пугачёва», «Капитанская доч­ка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Дубровский», сказки. Издание журнала «Современник».
1837 г., 27 января — дуэль с Дантесом на Чёрной речке.
1837 г., 29 января — смерть поэта в Петербурге. Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен у Свято-горского монастыря.
Вывод. Говоря о значении изучения биографии А. С. Пушкина, приведём слова В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого поэта всегда поучительно».
Когда-то А. С. Пушкин самому себе дал такое определение: «Поэт действительности». Познакомившись с его жизнью и твор­чеством, мы с уверенностью можем сказать, что он первый реалист в русской литературе. «Реализм Пушкина строится на трёх опреде­ляющих его началах,— пишет Б. Томашевский,— на гуманизме, на народности и на историзме».



Основные мотивы лирики А. С. Пушкина









Призвание
Патриотизм
Вольнолюбие
Дружба
Любовь
Пейзаж
Философия
поэта, роль поэзии
• Гордость за
• Протест
• Дружба как
• Любовь как
• Любовь к
• Рок, судьба,
• Поэзия
героическое
против са-
прочный
чувство
родной при-
предназначе-
и действи-
прошлое
модержавия
братский
идеальное,
роде;
ние и свобо-
тельность;
русского
и крепост-
союз;
возвышен-
• изображе-
да выбора
• назначение
народа;
ного права;
• дружба как
ное, пре-
ние времён
человека в
поэзии;
• чувство на-
• стремление
союз едино-
красное;
года (и лю-
жизни;
• психология
циональной
к «вольнос-
мышленни-
• любовь как
бимого —
• несовершенс-
поэтичес-
гордости
ти святой»;
ков;
мимолетное
осени);
тво, измен-
кого твор-

• воспевание
• дружба;
влечение;
• олицетворе-
чивость
чества;

свободо-
• вражда
• гуманизм
ние явлений
человека и
• поэт

любивой

как основа
природы;
нравствен-
и народ;

личности

любви;
• величес-
ные идеалы;
• поэт



• любовь
твенная,
• осмысле-
и толпа;



и чувства,
неукроти-
ние жизни
• положение



сопутству-
мая приро-
и смерти;
поэта в сов-



ющие ей
да Кавказа,
• категория
ременной



(радость,
Крыма
«личного
Пушкину



печаль,

времени»
России;



грусть,

человека; пе-
• оценка



робость,

ременчивость
собственно-



ревность)

представле­ний о нём; • отклик на все впечатления бытия
го творчес­тва
Основные


Комментариев нет:

Отправить комментарий