Материалы к теме урока на 13.11.2012 11 - Б класс
Составление текста доклада на тему: «Устные выступления и
требования, предъявляемые к ним»
1. Целостность ораторской речи
заключается в единстве её темы — главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной
в нём,— и смысловых частей разной структуры и протяжённости. Речь воздействует
лишь в том случае, если имеются
чёткие смысловые
связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное
высказывание не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором
реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем — не понимают, о
чём идёт речь. Композиция речи — это
закономерное,
мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и
целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции
можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание),
заключение, концовка речи. Это классическая схема. Она может быть и
свёрнутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется,
основной
(ведь без
содержания нет и речи). Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны.
Ораторская речь является сложным
творческим процессом, требующим большой, упорной работы и подготовки. Конечно,
эта работа у каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его
психики, опыта, аудитории, вида красноречия. Таким образом, например, чтобы
произнести митинговую речь — нужна одна система подготовки, а для чтения
научно-популярной лекции — другая. После выступления на митинге вопросы не
задают, а на научно-популярной лекции их
задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которые могут
учитываться в разной степени при подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная
фаза) состоит из двух этапов: первый — определение вида, темы, цели, названия
выступления и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет
произноситься речь;
второй —
составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работа над ним
и одновременно работа над языком, стилем речи, композиционно-логическим
расположением её частей.
Таким образом, перед оратором три
взаимосвязанных вопроса: что сказать? где сказать? и как сказать?
Как правило, тему определяет не сам оратор, а те, кто приглашает его
выступить. Иногда она определяется ситуационно. В некоторых же случаях оратор
имеет возможность сам назвать тему. Конечно, тема должна быть актуальной,
интересной, конкретной, вызванной потребностями жизни; она должна быть чётко
сформулирована, быть доступной и привлекать внимание слушателей. Тема не должна
быть перегружена проблемами: достаточно взять для освещения два-три вопроса,
объединённых одной идеей.
Успех воздействия оратора на
аудиторию зависит не только от его личных качеств, но и от состава слушателей и
особенностей их восприятия. Оратору необходимо по возможности учитывать особенности
конкретной аудитории и в процессе подготовки к речи, и во время её произнесения,
постоянно корректировать её в зависимости от реакции слушателей.
Эффективность речи возрастает,
если она предназначена не аудитории вообще, а определённым группам людей,
которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы,
которые привели слушателей в аудиторию: интеллектуальные, моральные,
эстетические. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое
состояние, отношение к теме выступления и к оратору, их знакомство с данным
вопросом. Практика показывает, что весьма сложная аудитория — молодёжная. Ведь,
интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в этом возрасте, противоречивы:
с одной стороны, проявляется объективное отношение к действительности, положительная
оценка людей, удовлетворённость своим положением, с другой — крайний
субъективизм, отрицание всего, болезненное
самолюбование.
Поэтому наиболее эффективны для молодёжи эмоциональные речи, хотя для всех
возрастных групп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и
точность изложения мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитиеге
вопросы не замысли, на первом месте у них аргументированность, доказатель-
ность изложения,
хотя ценят они и эмоциональность изложения, которая, правда, уходит на второй
план.
Мастерство оратора проявляется в
усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает
говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют
успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой,
поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и
самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, то есть который
органично сливается с содержанием речи. После речи могут быть вопросы, в которых
иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления,
поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с
уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с целью дополнения
или разъяснения содержания, с оценкой оратором фактов или с его мнением
относительно данной проблемы. Большое количество вопросов свидетельствует об
интересе слушателей к выступлению.
В современной деловой риторике в
зависимости от цели высказывания выделяют:
-- информационную речь (лекция, доклад,
отчёт, сообщение, инструктаж,
рекомендация,
отклик);
-- воодушевляющую, торжественную речь (приветствие,
поздравление, благодарственное слово, тост и т. п.);
-- убеждающую речь (совещательная,
обвинительная, оправдательная речи; прения, заявление, опровержение);
-- речь, призывающую к действию (воззвание,
предложение, обращение, рекламная речь)
2. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений,
предложенными Д. Карнеги.
Типовые планы агитационных выступлений
I. 1) Изложение фактов.
2) Соображения, вытекающие из них.
3) Призыв к действиям.
II. 1) Продемонстрировать нечто плохое.
2) Показать, как исправить дело.
3) Просьба о сотрудничестве.
III. 1) Вот
положение, которое надо исправить.
2) Нам для этого надо то-то и то-то.
3) Вы должны помочь по таким-то
причинам.
IV. 1) Добиться
интереса и внимания.
2) Завоевать доверие.
3) Изложить факты и разъяснить
достоинства вашего предложения.
4) Привести убедительные мотивы,
побуждающие людей действовать.
3. Памятка по составлению информационной речи
Информационная
речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет
ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с
учётом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого,
если она поддерживает ощущение поступательного движения, создаёт в аудитории
всё нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и
проработать так, чтобы оно вызвало внимание и пробудило интерес, пояснило
намерения оратора.
Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определённым планом и с учётом
тематического задания, состава аудитории и обстановки.
В заключении нужно ещё раз пояснить поставленную цель, поднять на высшую ступень интерес
слушателей, подчеркнуть смысл речи и сделать всё возможное, чтобы создать у
аудитории надлежщее настроение.
4. Среди блестящих ораторов — русских юристов второй половины XIX века — чаще всего выделяют Анатолия Фёдоровича Кони, публичные выступления которого не только
потрясали своей убедительностью, красноречием слушателей того времени, но и сегодня
его наставления-рекомендации по ораторскому мастерству звучат весьма актуально.
А. Ф. Кони высоко ценил устное слово, публичное выступление и даже считал, что
«изустное слово плодотворнее письменного». Он придавал исключительно большое значение
ораторскому мастерству, особенно в процессе ведения су-
дебных заседаний.
«Лучшие из наших судебных ораторов,— писал А. Ф. Кони,— поняли, что в стремлении
к истине всегда самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово —
одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится
могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя.
Оно способно
увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим
блеском».
5. Из «Советов лекторам»
Чтобы лекция
имела успех, надо:
1) завоевать
внимание слушателей;
2) удержать
внимание до конца речи.
Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание
всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) возбуждается
простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и
испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты,
доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих
зацепляющих «крючков»-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни,
что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как
будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью),
неожиданный и неглупый вопрос и т. п. Большинство людей занято пустой болтовнёй
или лёгкими мыслями. Привлечь их внимание всегда можно.
Чтобы открыть
(найти) такое начало, надо продумать, взвесить всю речь и сообразить, какое из
указанных выше однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить
и быть тесно
связанным хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая…
Вторая задача лектора —
удержать внимание аудитории. Раз внимание пробуждено
вступлением, надо сохранить его, иначе аудитория перестанет слушать, начнётся
движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам
лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь.
Удержать и даже
увеличить внимание можно:
1) краткостью;
2) быстрым
движением речи;
3) краткими
освежающими отступлениями.
Краткость речи
состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится.
Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой; она же при десяти минутах
может казаться длинной, утомительной. Краткость — отсутствие всего
лишнего, не
относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно
грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания
слушателей… Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего,
я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то
важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот
же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов
было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.
(328 слов) (По
А. Ф. Кони)
Информация к запоминанию
Мы
не ошибёмся, если скажем, что американского учёного Дейла Карнеги можно с полным основанием назвать классиком
современной деловой риторики. Его ораторское мастерство и искусство делового
общения, его книги «Как обрести спокойствие
и жить
полноценной жизнью», «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей,
выступая публично» и другие снискали ему всемирную славу. Практические
советы-наставления Дейла Карнеги по различным жанрам и ситуациям делового
общения и ораторского мастерства не потеряли свою свежесть и актуальность и
сегодня, хотя написаны более пятидесяти лет назад. Книги Дейла Карнеги я
советую вам прочитать с карандашом в руках и сделать своими настольными
книгами-советниками, так как в них, более чем в других книгах, вы найдёте для
себя лаконичные правила-советы,
как поступать,
как действовать в той или иной ситуации делового общения, спора, переговоров,
публичного выступления. Предлагаю вам познакомиться с фрагментом из книги Дейла
Карнеги «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
Как развит ь смелость
и уверенность в себе
Несколько лет
назад один джентльмен, которого я назову здесь мистером Д. У. Джентом, стал слушателем
моего курса ораторского искусства в Филадельфии. Вскоре после начала занятий он
пригласил меня позавтракать с ним в клубе промышленников. Это был уже немолодой
человек, который всегда вёл активный образ жизни: возглавлял своё предприятие,
играл ведущую роль в жизни религиозной общины, а также занимался общественной
деятельностью. Когда мы сидели за столом в тот день, он наклонился ко мне и
сказал:
— Мне
неоднократно предлагали выступать на различных собраниях, но я никак не мог
этого сделать: я начинаю так волноваться, в голове делается совершенно пусто, и
поэтому я всю жизнь уклонялся от публичных выступлений. Но теперь, когда я стал
председателем совета попечителей колледжа, я должен председательствовать на его
заседаниях, и мне просто необходимо что-то говорить…Как вы думаете, я смогу
научиться выступать в моем возрасте?
— Сможете ли вы,
мистер Джент? — ответил я.— В этом нет никаких сомнений. Я знаю, что вы
сможете, и знаю, что вы научитесь, если только будете практиковаться и
следовать моим указаниям и рекомендациям.
После того, как
он закончил учебный курс, мы на некоторое время потеряли связь, а позднее
встретились… Я напомнил ему о нашем разговоре и спросил, действительно ли я
проявил чрезмерный оптимизм. Он вынул из кармана записную книжку в красном
переплёте и
показал мне список предстоящих публичных выступлений и даты, на которые они
были назначены.
— Способность
выступать, удовольствие, которое я при этом испытываю, дополнительная польза,
которую я могу приносить обществу,— всё это входит в число самых радостных
явлении в моей жизни…
Выработка
уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая
перед аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает
себе большинство людей. Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным
выдающимся личностям. Это нечто вроде умения играть в гольф. Любой человек
может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное
желание. Разве есть хоть малейшее основание для того, чтобы вы, стоя перед
аудиторией, были не в состоянии мыслить так же хорошо, как мыслите сидя? Вы,
конечно, знаете, что таких оснований нет. В сущности, обращаясь к группе людей,
вы должны были бы мыслить лучше. Присутствие слушателей должно возбуждать вас,
вызывать у вас подъём. Очень многие ораторы скажут вам, что присутствие
аудитории является стимулом, вызывает вдохновение, заставляет их мозг работать
яснее, интенсивнее. В такие моменты мысли, факты, идеи, которые, казалось, даже
не приходили им в голову, «вдруг откуда-то налетают», как говаривал проповедник
Генри Уорд Бичер, и остаётся только хватать их и высказывать. Так же должно
быть с вами. И по всей вероятности, так и будет, если вы станете настойчиво
тренироваться.
Во всяком случае
вы можете быть абсолютно убеждены в том, что работа и практика избавят вас от
страха перед аудиторией и принесут вам уверенность в себе и неизменную
смелость. Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со
временем
становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей
карьеры страдали таким же безотчётным страхом и застенчивостью.
6. Ознакомьтесь с
фрагментами из трактата Цицерона «Оратор».
Какие из
приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки
ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?
Оратор должен
заботиться о трёх вещах — что сказать, где сказать и как сказать…
Действительно,
найти и выбрать, что сказать,— великое дело: это — как бы душа в теле; но это
забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись
без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет
знать, откуда извлечь основания и доводы. О чём бы ни говорилось в судебной или
политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок,
во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос
разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями
о правоте и
неправоте… А с какой заботою он расположит всё, что найдёт! — ибо такова
вторая из трёх забот оратора. Конечно, он возведёт к своему предмету достойные
подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит
свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью
в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.
Итак, мы описали бегло и вкратце, каким
должен быть оратор в отношении двух
первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их
значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он
найдёт, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться,
как сказать…
«Как сказать?» —
это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть
как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. При этом должно
избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть
взглядом.
Ибо как лицо есть изображение души,
так глаза — её выражение.
А насколько
им быть весёлыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти
речь.
7 . Практическая работа по составлению доклада, выступлению с докладом
Карточка № 1
Прочитайте, как
К. Станиславский, используя различные образные средства, даёт характеристику
речи тех говорящих, которые не заботятся о своей дикции. Какой из образов,
приведённых Станиславским, вам кажется наиболее удачным? Почему?
Слово со скомканным началом подобно
человеку с расплющенной головой.
Слово с
недоговорённым концом напоминает <…> человека с ампутированными ногами. Когда
у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну
бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд, мне представляется осенняя
слякоть и распутица, когда всё сливается в тумане.
Моя артикуляция губ плохо развита и так
далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и
слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят
постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.
(К.
Станиславский)
Карточка № 2
Прочитайте. Какие
требования к устным выступлениям предъявлял известный учёный и замечательный
оратор Е. Ярославский?
Научись говорить без бумажки. Если тебе
надо сделать большой доклад <…> можно и написать доклад, написать свою
речь. Многие знаменитые ораторы <…> целиком записывали свои речи. Но произносили
их устно, не по написанному. Можно составить подробный план или, лучше, краткий
конспект речи. Можно только
отметить
несколькими строками главные вопросы, о которых надо сказать. Можно на
отдельных листочках выписать цифры или необходимую для речи цитату <…> Но
при всех условиях надо стараться обращаться к слушателю с живым словом, а не
читать подряд написанное. Нет ничего утомительнее для слушателя, если оратор, не
глядя на слушателей, читает, как пономарь, по написанному…
А если ещё
речь длинная, то слушатели начинают с тоской думать:
«Много ли ещё
осталось оратору читать, скоро ли он кончит?»
(Е.
Ярославский)
4. Творческая работа «Тренинг начинающего оратора» (в парах)
Подготовьте
доклад на тему «Устные выступления и требования, предъявляемые к нему» (с опорой
на объяснение учителя и теоретический материал учебника).
2) Подобрать аргументы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий