11‑й КЛАСС
140 ч. (4 ч. в неделю)
140 ч. (4 ч. в неделю)
Введение.............................................................................................................1 ч.
Неореалисты и неоромантики в русской
литературе конца XIX – нач. ХХ вв...............................................................19
ч.
Общая характеристика............................................................................ 1
ч.
И.А. Бунин............................................................................................... 6 ч.
А.И. Куприн............................................................................................. 6 ч.
М. Горький............................................................................................... 6 ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи....................2 ч.
Новые теченния в зарубежной литературе конца XIX – нач. XX вв..........6
ч.
Шарль Бодлер.......................................................................................... 2 ч.
Поль Верлен............................................................................................. 2 ч.
Артюр Рембо........................................................................................... 2 ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи....................2 ч.
«Серебряный век» в русской
литературе.......................................................13 ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
Символисты
А.А. Блок.................................................................................................. 4 ч.
Акмеисты
Анна Ахматова........................................................................................ 4 ч.
Футуристы
В.В. Маяковский...................................................................................... 2 ч.
Имажинисты
С.А. Есенин.............................................................................................. 2 ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи....................2 ч.
Русские модернисты в контексте советского времени................................6
ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
Марина Цветаева..................................................................................... 3 ч.
О.Э. Мандельштам.................................................................................. 1 ч.
Б.Л. Пастернак......................................................................................... 1 ч.
Модернисты в литературе Западной
Европы............................................... 5 ч.
Франц Кафка............................................................................................ 3 ч.
Райнер Мария Рильке.............................................................................. 1 ч.
Федерико Гарсиа Лорка.......................................................................... 1 ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи.....................2 ч.
Русские реалисты (I
половина ХХ века)........................................................11 ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
М.А. Шолохов......................................................................................... 6 ч.
Поэзия о Великой Отечественной войне:................................................ 4 ч.
А.Т. Твардовский
К. Симонов, М. Исаковский, А. Фатьянов, Ю. Друнина
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи........................2 ч.
Реалисты Западной Европы и Америки (I половина ХХ
века)......................7 ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк (автор по выбору)................ 6 ч.
Авангардисты и постмодернисты в русской и зарубежной литературе
(I половина ХХ века)........................................................................................8 ч.
(I половина ХХ века)........................................................................................8 ч.
М.А. Булгаков.......................................................................................... 6 ч.
Альбер Камю........................................................................................... 2 ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи.......................2 ч.
усская литература II
половины ХХ века........................................................10 ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
"Деревенская проза"
Проза о ГУЛАГе
Проза о Великой Отечественной войне
Интеллектуальная поэзия периода "оттепели"
Русский андеграунд ("кухонная поэзия"): три темы по
выбору........... 9 ч.
Зарубежная литература II половины ХХ века...............................................4
ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
Генрих Бёлль, Габриэль Гарсиа Маркес, Франсуаза Саган,
Джером Дэвид Сэлинджер: автор и произведение................................ 3 ч.
Джером Дэвид Сэлинджер: автор и произведение................................ 3 ч.
Литература русского
зарубежья......................................................................3
ч.
Общая характеристика............................................................................ 1 ч.
К. Бальмонт, И. Бродский, В. Войнович, С. Довлатов,
В. Максимов, В. Набоков, В. Ходасевич, И. Шмелев:
автор и произведение по выбору............................................................ 2 ч.
В. Максимов, В. Набоков, В. Ходасевич, И. Шмелев:
автор и произведение по выбору............................................................ 2 ч.
Новейшая русская литература (обзор)............................................................6
ч.
80 – 90 годы: В. Маканин, В. Нарбикова, В Панин, В Пелевин,
Л. Петрушевская, Н. Садур, Саша Соколов, Т. Толстая: автор
и произведение по выбору...................................................................... 4 ч.
Л. Петрушевская, Н. Садур, Саша Соколов, Т. Толстая: автор
и произведение по выбору...................................................................... 4 ч.
2000-е годы: Русские литературные периодические издания (обзор).. 2
ч.
Беседы по художественной культуре: межпредметные
связи......................2 ч.
Повторение, обобщение ………………………………………………………….1 ч.
Всего на изучение произведений................................................................... 100
ч.
Беседы по художественной культуре............................................................... 14
ч.
Уроки контроля над учебными
достижениями учащихся
(тематические аттестации; развитие
речи: контрольные сочинения/творческие работы, различные по жанру/).........................................................................
(14 ч. + 4 ч.)
Уроки внеклассного чтения................................................................................ 6
ч.
Резервное время учителя................................................................................... 2
ч.
Кол-во классных
(контрольных)/домашних сочинений (в
году)...................................................................................................................2 ч./2 ч.
–
11-й КЛАСС
140 ч. (4 ч. в неделю)
140 ч. (4 ч. в неделю)
Беседы по художественной культуре
(межпредметные связи)
Дополнительный материал к теме «Неореалисты и неоромантики
в русской литературе конца XIX – начала ХХ вв.».
*темы по выбору
учителя
1. Неоромантизм в искусстве
конца XIX-начала XX вв.: живопись
Ф.А. Малявина («Вихрь»).
2. «Бунинская тематика» в
раннем творчестве И.Э. Грабаря.
3. Уходящий мир дворянской
культуры в картинах В.Э. Борисова-Мусатова.
4. Поэтическая близость
произведений: «Суламифь» А.И. Куприна и «Финиковая пальма» М.С. Сарьяна.
5. Музыка Людвига ван
Бетховена в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Беседы по художественной культуре
(межпредметные связи)
Дополнительный материал к теме «Новые теченния в
зарубежной литературе
конца XIX – начала XX вв».
*темы по выбору
учителя
1. Французские
постимпрессионисты Ван Гог и Ж. Сёра.
2. «Арт-нуво» во французской
культуре: живопись, архитектура, дизайн.
3. Новый мир Поля Гогена:
истоки модернизма.
4. «Набиды» как
художественно-артистическое движение, объединившее художников разных стран
(истоки модернизма): А. Матисс, Морис Дени, В.Кандинский, Пит Мондриан.
5. «Музы» Мориса Дени и
«Парижское кафе» К. Коровина: близость и отличия в отражении одного сюжета.
Беседы по художественной культуре (межпредметные
связи)
Дополнительный материал к теме «Серебряный век» в
русской литературе»
*темы
по выбору учителя
1. «Мир искусства» как явление, определившее собой развитие
модернизма в русской живописи.
2. Книга А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке»: обоснование принципов нового
отражения мира.
3. Творчество Л. Бакста и А. Бенуа: новые течения в их восприятии.
4. Творчество украинского «мирискусника» Г.И. Нарбута (художник,
график, создатель «Украинской азбуки»).
5. Символизм М. Врубеля («Демон сидящий», «Принцесса Грёза»).
6. Портрет А. Блока работы К. Сомова: мир символистов, отраженный
в нем.
7. Портрет Анны Ахматовой кисти Б. Альтмана: мир акмеистов,
отраженный в нем.
8. Художественная образность В. Маяковского и К. Петрова-Водкина
(«Купание красного коня»).
9. С. Есенин и традиция русской пейзажной живописи (творчество
И.Левитана и М. Нестерова).
Беседы по художественной культуре (межпредметные
связи)
Дополнительный материал к темам «Русские модернисты в контексте
советского времени», «Модернисты в литературе Западной Европы».
*темы по выбору учителя
1. Истоки футуризма в мировой живописи: Анри Матисс, Анри Дерен.
2. Экспрессионизм в живописи Западной Европы: «Крик» Эдварда
Мунка, «Динамизм автомобиля» Луиджи Руссоло, «Дугообразная лампа» Джакомо
Баллы.
3. Экспрессионизм в литературе и живописи: Франц Кафка и Анри
Матисс.
4. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке: близость позиций и
национальные отличия в понимании модернизма.
5. Зажигательный ритм Гарсиа Лорки в картинах Р.Р. Фалька.
6. Экранное воплощение романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Беседы по художественной культуре
(межпредметные связи)
Дополнительный материал к теме «Русские реалисты I половина XX века)».
*темы по выбору учителя
1. «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека» М. Шолохова
в истории русского кино.
2. Музыка военного времени («Вставай, страна огромная» и
лирическая песня, дававшая надежду на победу).
3. Анфашистская сатира военных лет: плакаты Кукрыниксов.
4. Музыка Д. Шостаковича, посвященная блокадному Ленинграду.
5. Кино о войне.
Беседы по художественной культуре
(межпредметные связи)
Дополнительный материал к теме «Авангардисты и постмодернисты в
русской и зарубежной литературе».
*темы по выбору учителя
1. Авангард в литературе и живописи: принципы отражения мира
средствами разных искусств.
2. Фернан Леже и его «Улей»: сообщество художников, основавших
искусство Авангарда (Марк Шагал, А. Архипенко, Хаим Сутин, Робер Делоне).
3. Многообразие авангардной культуры: творчество Пабло Пикассо
(кубизм), Сальвадора Дали (сюрреализм).
4. Постмодернизм как
искусство, отразившее абсурдность мира: живопись Хуана Миро и Сергея Пояркова
(испанский и русский варианты данного художественного явления).
5. Современный поп-арт (новый реализм): «Венера Боттичелли» в
исполнении Энди Уорхола.
Беседы по художественной культуре
(межпредметные связи)
Дополнительный материал к теме «Новейшая русская литература».
*темы по выбору учителя
1. Современные направления в музыке: классические формы, поп-арт.
2. Современная живопись: основные направления поиска.
3. Современное кино: следование традиции или ее переосмысление?
4. Реалити-шоу: популяризация массовой культуры или поиск средств
обновления телеэфира?
5. Зачем нужны передачи «Ностальгия» и «Наше кино»?
6. Чем интересен телеканал «Культура»?
Программные произведения
1.
И. А. Бунин
Поэзия: «Русская весна», «Одиночество», «Слово», «У птицы есть гнездо», у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» (произведения по выбору)
Проза: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Холодная осень»
Поэзия: «Русская весна», «Одиночество», «Слово», «У птицы есть гнездо», у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» (произведения по выбору)
Проза: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Холодная осень»
Внеклассное чтение
И.А. Бунин "Жизнь Арсеньева».
2.
А. И. Куприн
«Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»
«Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»
Внеклассное чтение
А. И. Куприн. «Гамбринус».
3.
М. Горький
Проза: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» Драматургия: «На дне»
Проза: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» Драматургия: «На дне»
4. Шарль Бодлер "Альбатрос", "Жажда небытия", "Раздумье",
"Соответствия", "Confiteor" и другие произведения
5. Поль Верлен «Поэтическое искусство», «Осенняя песня»,
«Сентиментальная прогулка», кн. «Романсы без слов»
6. Артюр Рембо «Спящий
в ложбине», «Пьяный корабль», «Озарения»
(и др. произведения)
7. А. А. Блок
Лирика: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Фабрика», «Незнакомка»,«В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О весна, без конца и без краю…», «На поле Куликовом», «Россия» (по выбору) Поэма «Двенадцать»
Лирика: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Фабрика», «Незнакомка»,«В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О весна, без конца и без краю…», «На поле Куликовом», «Россия» (по выбору) Поэма «Двенадцать»
8. Анна Ахматова«Мне ни к чему
одические рати…», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…»), «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Мне голос был.
Он звал утешно…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Я пришла к поэту в
гости…»(стихотворения по выбору)
Поэма «Реквием»
Поэма «Реквием»
9. В. В. Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», Нате!»,
«Ночь», «Утро», «Мама и убитый немцами вечер», «Киев», «Лиличка!» (стихотворения
по выбору)Поэма «Облако в штанах»
10. С.А. Есенин
«Гой ты, Русь моя родная…», «Сыплет черемуха снегом…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Мы теперь уходим понемногу…», «Персидские мотивы»,«Письмо матери» (стихотворения по выбору)
«Гой ты, Русь моя родная…», «Сыплет черемуха снегом…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Мы теперь уходим понемногу…», «Персидские мотивы»,«Письмо матери» (стихотворения по выбору)
11 Марина Цветаева «Моим
стихам, написанным так рано…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к
Блоку», «Ахматовой», «Маяковскому», «Русской ржи от меня поклон…», «Стихи к
сыну», «Тоска по родине…», «Рябину рубили зорькою…», «Стихи к Пушкину» (по
выбору)
12 О.Э.
Мандельштам
"Царское село", "Домби и сын", "Ахматова", "Пусть имена цветущих городов…", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…", "Век", "Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны…", "Я должен жить, хотя
"Царское село", "Домби и сын", "Ахматова", "Пусть имена цветущих городов…", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…", "Век", "Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны…", "Я должен жить, хотя
я дважды умер…" (по выбору)
13. Б.Л. Пастернак
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Сестра моя жизнь», «Высокая болезнь», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…»
14. Франц Кафка. «Превращение».
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Сестра моя жизнь», «Высокая болезнь», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…»
14. Франц Кафка. «Превращение».
15. Райнер
Мария Рильке
«И час этот пробил, ясен и строг…», «Все станет вновь великим и могучим…», «Портал», «Фламинго», «Пантера»,
«И час этот пробил, ясен и строг…», «Все станет вновь великим и могучим…», «Портал», «Фламинго», «Пантера»,
«Испанская
танцовщица»
16. Федерико Гарсиа Лорка
«Деревья», «Флюгер», «Гитара», «Танец», «Цыганское романсеро»
«Деревья», «Флюгер», «Гитара», «Танец», «Цыганское романсеро»
17. М.
А. Шолохов
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
18 Эрнест
Хемингуэй «Старик и море», «Фиеста»
19.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
20. Альбер
Камю «Чума»
21.
В. Астафьев.
«Царь-рыба», В. Распутин.
«Деньги для Марии».
В. Шукшин «Алеша Бесконвойный»,
«Микроскоп», «Упорный», «Миль пардон, мадам».
22. А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Архипелаг
ГУЛАГ».
23. В. Шаламов. «Колымские рассказы» («Последний бой
майора Пугачева»).
24. Ю. Бондарев. «Горячий снег». Б. Васильев. «А зори здесь
тихие…».
В. Быков. «Сотников».
25. Б. Ахмадулина «Струна», «Свеча», «Собрались, завели
разговор…», «Мы начали вместе: рабочие, я и зима…», «По улице моей который
год…».
А. Вознесенский «Треугольная груша»,
«Антимиры», «Сага», «Васильки Шагала», «Ностальгия по настоящему».
26. Е. Евтушенко «Хотят ли русские
войны», «Нежность», «Не знаю я, чего он хочет…», «Братская ГЭС». Р. Рождественский
«Необитаемые острова», «Винтики», «Неправда, что время уходит!..», поэма
«Реквием»
27. В. Высоцкий «Я был душой дурного общества…», «Большой
Каретный», «Песенка о слухах», «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке…»,
«Протопи ты мне баньку по белому…», «Волки». Б. Окуджава «Песенка об Арбате», «Полночный
троллейбус», «Живописцы», «Часовые любви», «До свидания, мальчики», «Мы за
ценой не постоим», «Молитва», «О Володе Высоцком».
28. Джером Дэвид Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
29. В. Пелевин. «Чапаев и Пустота».
30. Л. Петрушевская. «Свой круг», «Время ночь», «Такая девочка,
совесть мира».
Для заучивания наизусть
Для заучивания наизусть, в первую очередь, рекомендуются
стихотворные произведения. Целесообразно познакомив учащихся с классической
простотой и ритмической организацией прозаического текста, предложить выучить
наизусть небольшой фрагмент эпического произведения. В рекомендованном списке
названы только имена авторов, учителю и ученику предоставлено право выбора
произведения.
Лирика:
И.А. Бунин – Одно – два стихотворения.
Если речь идет о заучивании стихотворений западноевропейских
авторов, то следует ориентироваться на язык подлинника (либо параллельное и
сравнительное изучение перевода). В этом случае для заучивания рекомендуется
лирика Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, чье творчество оказалось важной
страницей мировой художественной культуры.
Русский «серебряный век»:
А. Блок, Анна Ахматова, В. Маяковский,
С. Есенин, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак
(одно – два стихотворения каждого автора).
Европейский модернизм и авангард:
Р.-М. Рильке, Ф. Г. Лорка (стихотворения по выбору).
Поэзия военных лет:
А. Твардовский, К. Симонов, М. Исаковский,
А. Фатьянов, и др. (1–2 стихотворения по выбору).
Современная русская поэзия:
Б. Ахмадулина,
А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий,
Р. Рождественский, В. Шаламов, В. Высоцкий, Б. Окуджава
(3–4 стихотворения по выбору ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий