среда, 19 сентября 2012 г.

Контрольная работа №1 10 класс 2012



Контрольная работа № 1 по теме «Романтизм. От романтизма к реализму».
10 класс 2012
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ I УРОВНЯ (1 вопрос – 3б)
1.  Назовите хронологические рамки существования романтизма.
2.  Укажите причины возникновения нового направления в искусстве.
3.Дайте определение романтизму.
4.Назовите эстетические принципы романтизма.
5.Перечислите новые жанры литературы, разработанные романтиками.
6. Какие известные вам писатели использовали в своем творчестве  принципы романтизма?
7. Какие обстоятельства детства оказали влияние на формирование характера Байрона?
8.Какие факты биографии Байрона произвели на вас особен­ное впечатление?
9.Какие страны посетили Байрон и герой его поэмы «Палом­ничество Чайльд Гарольда»?
10.Какой титул унаследовал Байрон?
11.Назовите известные вам сборники стихов Байрона.
12.Назовите известные вам политические стихотворения Байрона.
13.Где жил и умер Байрон?
14.Сколько лет Байрон прожил в эмиграции?
15..Объясните понятие «пассивный романтизм»
16.16.Объясните понятие «активный романтизм».
17.Какая страна стала родиной романтизма?
18.Назовите самый значительный труд Жуковского-переводчика.
19.Какие факты из биографии Жуковского произвели на вас наибольшее впечатление?
20.К оригинальным или переводным произведениям относится баллада Жуковского «Лесной царь»?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ II УРОВНЯ (6 б)
1.Сформулируйте тему стихотворения Байрона «Душа моя мрачна».
2.Сформулируйте тему поэмы Байрона «Щильонский узник».
3.Составьте биографию Чайльд Гарольда.
4.Что заставило Чайльд Гарольда покинуть родину?
5.Какова фольклорная основа баллады Гейне «Лорелея»?
6.Какие мысли и чувства вызывает у вас стихотворение К.Ф.Рылеева «Гражданин»?
7.Какие черты героя – борца раскрыты в произведениях К.Ф.Рылеева «Стансы», «Наливайко»?
8.Расскажите о пребывании А.Мицкевича в России и на Украине.
9. Какова основная мысль поэмы А. Мицкевича «Гражина»? В каких строках она выражена автором? 



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ III УРОВНЯ (9 б)
1.Объясните смысл названия поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».
2.Назовите признаки поэмы в произведении Байрона «Палом­ничество Чайльд Гарольда».
3.Определите позицию автора в стихотворении Байрона «Душа моя мрачна». К какому литературному направлению близко та­кое восприятие роли поэта в обществе?
4.Приведите примеры высокой лексики в стихотворении «Душа моя мрачна...» С какой целью использует ее автор?
5.Назовите причину тягостного душевного состояния лири­ческого героя (стихотворение «Душа моя мрачна...»).
6.Расскажите о композиции поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», назовите ее особенности.
7. Каким вы представляете себе лирического героя в элегии В. А. Жуковского «Вечер», судя по ночным раздумьям героя, вос­приятию им мира природы?
8.Что составляет предмет раздумий и воспоминаний лиричес­кого героя в элегии «Вечер»?
9.Как изображалась реальная жизнь в романтическом произ­ведении? Аргументируйте свой ответ примерами из произведения.
10.  Какой изображена природа в «Крымских сонетах А. Мицкевича?
11.Как названа поэма А. Мицкевича, рассказывающая о борьбе литовцев с крестоносцами? Почему?
12. Прокомментируйте одно из высказываний Г.Гейне.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ IV УРОВНЯ  (12б)
1.Какие философские вопросы поставил Жуковский в стихот­ворении «Цветок»? Актуальны ли для вас эти вопросы?
2.«Пусть всяк идет вослед судьбе своей». Как вы относитесь к такой точке зрения лирического героя элегии Жуковского «Вечер»? Является ли это позицией активного или пассивного романтика?.
3.Какие чувства вызывает у вас лирический герой стихотво­рения Байрона «Душа моя мрачна...»?
6.Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как человек и как поэт?
7.Чем отличается романтизм поэзии Жуковского от роман­тизма поэзии Байрона?
8.  Ответьте письменно на вопрос «Что общего между поэмой А. Мицкевича «Гражина "и" Словом о полку Игореве "
9 . Выполните анализ одного из стихотворений Генриха Гейне. 


Материалы к теме "Биография и творчество А. Пушкина"



Мини-лекция учителя «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
План-конспект лекции по периодам жизни и творчества А. С. Пушкина
Вступление. С биографией А. С. Пушкина связано не просто зна­комство с одним из этапов историко-литературного процесса в Рос­сии; с ней связаны становление русской литературы, «подступы к реализму и его блистательный расцвет». В работе Г. А. Гуковского «Пушкин и проблемы реалистического стиля» реализм Пушкина определяется прежде всего как художественный метод социально-исторического истолкования человеческой личности. Творчество А. С. Пушкина становится убедительным доказательством того, на­сколько тесна связь чувства истории и чувства современности.
Детство. Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семье офицера гвардии С. Л. Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганни­бал. Все факты о детстве Пушкина известны школьникам. О них можно вспомнить в краткой беседе.
Лицей (1811-1817) — учёба в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Первые стихи. Стихотворение «Воспо­минания в Царском Селе», написанное ровесником десятиклас­сников. Зрелость гражданских чувств и мыслей, которую Пушкин проявил в стихотворении, восхитила Г. Р. Державина.
Участие А. С. Пушкина в обществе «Арзамас», с членами кото­рого поэта связывала дружба в течение долгих лет (в списке «Ар­замаса» значились Денис Давыдов, Вяземский, Батюшков, Васи­лий Львович Пушкин, Жуковский и др.). Среди этого шутливого содружества было немало будущих декабристов. Близость к людям со зрелыми гражданскими убеждениями оказали сильное влияние на юного поэта.
Петербург (1817-1820). Этот период жизни поэта начался, ког­да он был в 9 классе. Вольнолюбивая лирика поэта, стихотворения, «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», эпиграммы. Пушкин — член кружка «Зелёная лампа» (литера­турного филиала тайного общества декабристов «Союз благоде­нствия»).
Южная ссылка (1820-1824). Пора пушкинского романтизма и период перехода к реализму. «Узник» и «Песнь о вещем Олеге», элегия «К морю». Романтическая лирика. Южные поэмы. Юж­ная ссылка — это путешествие Пушкина по украинской земле. Это Днепропетровск (Екатеринбург), донские станицы, Азовское и Чёрное моря, Кавказ и Крым, Одесса, поездки в Киев и Каменку. В творчестве — это начало работы над «Евгением Онегиным».
Михайловское (1824-1826). Михайловское особо дорого па­мятью о поэте. Здесь всё связано с ним до сих пор. Слайды, иллю­страции, рисунки, фильм помогут создать ощущение пребывания в мемориальном комплексе. Пафос этого периода не в том, что поэт «В глуши, во мраке заточенья» ведёт жизнь отверженного человека, а в том, что вопреки заточенью наступает пора расцвета его духов­ных и творческих сил. В эти годы Пушкин написал свыше ста ли­рических стихотворений, «бездну» политических эпиграмм, «Бо­риса Годунова», «деревенские» главы «Евгения Онегина». Встре­чи с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А. П. Керн. Новой глубины достигает тема дружбы, пополняется вольнолюбивая лирика, удивительно проникновенной становится лирика любовная. В произведениях, которые принято относить к философской лирике, особо выделим темы самосознания поэта — тему поэта и поэзии. Со стихотворением «Пророк», завершающем этот период, мы познакомимся в этом году.
Годы скитаний (1826-1830). Москва, Петербург, Михайлов-ское, Малинники, Кавказ. Возвращение из ссылки по приказу царя Николая I. Убеждение, что поэт, пророк, должен быть ря­дом с троном, чтобы облагораживать его, и разрушение надежды на союз поэзии и власти. Русско-турецкая война, включение в неё Персии, гибель А. С. Грибоедова. Знакомство с юной красавицей Н. Н. Гончаровой, первое предложение и отказ. Путешествие в Ар­зрум. Второе предложение Н. Н. Гончаровой и согласие на свадь­бу. Продолжение работы над «Евгением Онегиным», «Полтава», «Поэт»,«В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Путешествие в Арзрум».

Болдинская осень (1829-1830). Пребывание Пушкина в Бол-дине, нижегородском имении отца, переданном поэту в наслед­ство. Самый плодотворный период творчества Пушкина. «Малень­кие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», завершение «Евгения Онегина», около 30 стихотворений.
Последние годы (1831-1837). Женитьба на Н. Н. Гончаровой. Жизнь в Царском Селе и Петербурге. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, ра­бота в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вто­рая болдинская осень. «История Пугачёва», «Капитанская доч­ка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Дубровский», сказки. Издание журнала «Современник».
1837 г., 27 января — дуэль с Дантесом на Чёрной речке.
1837 г., 29 января — смерть поэта в Петербурге. Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен у Свято-горского монастыря.
Вывод. Говоря о значении изучения биографии А. С. Пушкина, приведём слова В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого поэта всегда поучительно».
Когда-то А. С. Пушкин самому себе дал такое определение: «Поэт действительности». Познакомившись с его жизнью и твор­чеством, мы с уверенностью можем сказать, что он первый реалист в русской литературе. «Реализм Пушкина строится на трёх опреде­ляющих его началах,— пишет Б. Томашевский,— на гуманизме, на народности и на историзме».



Основные мотивы лирики А. С. Пушкина









Призвание
Патриотизм
Вольнолюбие
Дружба
Любовь
Пейзаж
Философия
поэта, роль поэзии
• Гордость за
• Протест
• Дружба как
• Любовь как
• Любовь к
• Рок, судьба,
• Поэзия
героическое
против са-
прочный
чувство
родной при-
предназначе-
и действи-
прошлое
модержавия
братский
идеальное,
роде;
ние и свобо-
тельность;
русского
и крепост-
союз;
возвышен-
• изображе-
да выбора
• назначение
народа;
ного права;
• дружба как
ное, пре-
ние времён
человека в
поэзии;
• чувство на-
• стремление
союз едино-
красное;
года (и лю-
жизни;
• психология
циональной
к «вольнос-
мышленни-
• любовь как
бимого —
• несовершенс-
поэтичес-
гордости
ти святой»;
ков;
мимолетное
осени);
тво, измен-
кого твор-

• воспевание
• дружба;
влечение;
• олицетворе-
чивость
чества;

свободо-
• вражда
• гуманизм
ние явлений
человека и
• поэт

любивой

как основа
природы;
нравствен-
и народ;

личности

любви;
• величес-
ные идеалы;
• поэт



• любовь
твенная,
• осмысле-
и толпа;



и чувства,
неукроти-
ние жизни
• положение



сопутству-
мая приро-
и смерти;
поэта в сов-



ющие ей
да Кавказа,
• категория
ременной



(радость,
Крыма
«личного
Пушкину



печаль,

времени»
России;



грусть,

человека; пе-
• оценка



робость,

ременчивость
собственно-



ревность)

представле­ний о нём; • отклик на все впечатления бытия
го творчес­тва
Основные