понедельник, 31 октября 2011 г.

стихи М. Ю Лермонтова к уроку

Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.




И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
     А годы проходят — все лучшие годы!
5Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
10     Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
     Такая пустая и глупая шутка...



1-е января
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
         При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
         Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
         Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
         Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
         Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
         И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
         Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
         Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
         Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
         За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
         И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
         Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
         На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
         Облитый горечью и злостью!..

Начало января 1840




                                                    Пророк
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»


А.С. Пушкин
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».





Лермонтов Михаил
Родина


Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.




Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова д/з на 4/ 11 2011

Анализ стихотворения "Дума"
Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение? (Гнев, горечь, иронию, грусть)
Как бы вы определили жанр стихотворения: элегия, сатира, реквием?
В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I стро­фе он употребляет местоимение «я», а далее — «мы»?
На какие логические и смысловые части автор делит стихотво­рение межстрофными пробелами?
(1 четверостишие — тезис, пролог ко всему тексту. В нём про­рочество, предсказание своему поколению его дальнейшей судь­бы. Ключевой глагол в будущем времени — «состарится». 2-4 четверостишия — развитие тезиса, авторский приговор: у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени.
5-9 четверостишия — антитезис. Отрицательные частицы, местоимения, предлоги и приставки со значением отсутствия, в 5 и 6 четверостишиях глаголы в прошедшем времени, указы­вающие на то, что у потерянного поколения всё в прошлом, все его попытки к духовной жизни напрасны. Результат такой жизни — быстрое окончание жизни «без счастья и без славы», без понимания душевных порывов поколения отцов. 10-11 четверостишия — синтез, эпилог всего сказанного рань­ше. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя неру­котворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблён презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдём», «оскорбит» стоят в будущем времени. Та­кова перспектива потерянного поколения.)
Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли ме­няются в последнем четверостишии?
Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?
В чём богатство изобразительно-выразительных средств, ис­пользованных автором?
Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
2. Аналитически-исследовательская беседа по стихотворению «Как часто пёстрою толпою окружён...»
С какой целью поэт предпослал к стихотворению эпиграф «1-е января»?
Какие два мира владеют чувствами лирического героя в стихо­творении?
Определите ключевые образы реального мира. Какими способа­ми его рисует автор? (Маскарадность мира; всё в нём лживо; мир-маскарад лишён красок, он чёрно-белый; его звуки непри­ятны лирическому герою.)
1 и 2 строфы, изображающие реальный мир,— это одно пред­ложение, одна предельно распространённая синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Нерас­членённость, замкнутость, дисгармония мира, из него трудно вырваться)
Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир-маскарад как бы приближает­ся к лирическому герою, но он отвратителен, и лирический герой с трудом освобождается от его оков, находя спасение в мечтах.)
Каким предстаёт воображаемый мир мечты? Каковы его клю­чевые образы? Почему его описание занимает в тексте больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый ви­ден отчётливо, ясно, он правдивый, живой, цветной; лириче­ский герой ощущает его краски, звуки, запахи.)
Каковы приметы доминирующего образа мира мечты? (Прекрас­ная женщина; любовь; слово «люблю» повторяется дважды)
Почему лирическому герою так важен, так нужен мир мечты? (В нём нет лживости суетного света, ничто не беспокоит, нет «тягостных сомнений и страстей».)
♦ Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчерки­вается элементами художественной формы? (Противопостав­ление толпы и мечты. Толпа — законодательница жизни, а мечта — робкая «незваная гостья». Отчетливо проявля­ется настроение гнева и протеста. Мы будто слышим крик души поэта, страстно желающего «смутить весёлость» тол­пы «железным стихом», т. е. одной строчкой, мощной, как оружие.)
3.   Анализ стихотворения М. Лермонтова «Пророк» на основе
реализации домашнего задания
Сопоставьте стихотворение М. Лермонтова «Пророк» со сти­хотворением А. Пушкина «Пророк». Совпадают ли авторские представления о назначении поэта в этих стихотворениях?
Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжета­ми? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
Почему поэт-пророк Лермонтова отвергнут толпой? Почему ис­тинное признание он обрёл в пустыне? Зачем противопоставле­ны «города» и «пустыня»?
Какие чувства испытывает поэт-пророк Лермонтова в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущ­ность?
В чём же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
4.   Анализирующе-комментированное чтение
стихотворения «Родина»
♦ На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? (1 -6 стихи — первая часть; 7-14 стихи — вторая часть; 15-26 стихи — тре­тья часть; они различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)
Вопросы к первой части стихотворения
Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в пер­вом стихе?
Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединён­ных анафорой?
Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотво­рения?
При помощи каких художественных средств создаются интона­ции задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы ко второй части стихотворения
Меняется ли настроение по ходу текста второй части? На что указывает изменение длины стиха во второй части?
Какой образ Родины создают изображённые автором картины? Что подчёркивает в тексте анафора?
Какие изменения происходят в поэтическом пространстве тек­ста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
Вопросы к третьей части стихотворения
Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Кар­тины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)
Почему картина деревенского праздника воспринимается чи­тателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто по­следнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте своё мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?


Домашнее задание 
1)Выучить наизусть стихотворение «Родина».
Подготовить выразительное чтение стихотворений, которые можно отнести к любовной лирике («Нищий», «Я не унижусь пред тобою», «Расстались мы, но твой портрет.», «Отчего», «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю.»); найти в них сугубо лермонтовские мысли и интонации, определить, как воспринимает любовь Лермонтов

Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

3 (15) октября 1814 г.
    Родился в Москве;
детские годы провёл в имении Тарханы Пен­зенской губернии у своей бабушки по матери Е. А. Арсеньевой
1817 г.
Смерть матери
1818,1820, 1825 гг.
Поездки в Пятигорск
1828-1830 гг.
Учёба в благородном пансионе при Московском университете;
    первые стихи
1828 г.
    Первые литературные опыты;
    лирические стихи
1830-1832 гг.
Учёба на нравственно-политическом отделении Московского университета. Однокурсники: В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров
1831 г.
Смерть отца
1832 г.
Оставляет университет и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге;
незаконченный роман «Вадим»; стихотворение «Парус»
1834 г.
Военная служба: корнет лейб-гвардии гусарского полка
1835-1836 гг.
Драма «Маскарад»
1837 г.
    Стихотворение «Песня про купца Калашникова»;
    стихотворение «Смерть Поэта»;
первая ссылка на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, в район военных действий;
    стихотворения «Бородино», «Узник»
1838 г.
    Возвращение в Петербург; вечера у Карамзиных;
окончание работы над романом «Герой нашего времени»;
    поэмы «Мцыри», «Демон»;
    стихотворение «Поэт»
1839 г.
    Стихотворение «Три пальмы»;
в «Отечественных записках» напечатана по­весть «Бэла»
1840 г.
Стихотворения «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён...»;
    дуэль с сыном французского посла Барантом;
отдельное издание романа «Герой нашего вре­мени»;
    прощальный вечер у Карамзиных;
    стихотворение «Тучи»;
    вторая ссылка на Кавказ;
выход в свет единственного прижизненного сбор­ника стихов «Стихотворения М. Лермонтова»
1841 г.
Поездка в Санкт-Петербург в двухмесячный отпуск;
стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко...», «Родина»
1841 г., май
Возвращение на Кавказ
15 (27) июня 1841 г.
Убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске, у подножия горы Машук
1842 г., апрель
Тело поэта перевезено из Пятигорска и захороне­но в Тарханах